Нет денег в регионе? Платит муниципалитет Не все знают, что в России существует определенный порядок финансирования и функционирования бюджетов разного уровня. Согласно очевидному правилу более высокий уровень не должен принимать решения, которые введут в дополнительные расходы бюджеты более низкого уровня. А если такие расходы появляются – они, естественно, должны компенсироваться. В течение нескольких лет у нас в стране повторяется одна и та же история: Федерация разрабатывает и вводит образовательное новшество, увеличивающее в разы расходные обязательства своих субъектов. Но… не дает на него денег. Регионы должны платить за все сами. Одни субъекты РФ принимают правила игры и платят. Другие принимают правила игры и делают вид, что заплатили. После чего федеральное Министерство образования и науки делает вид, что им поверило. Так произошло с экспериментом по ведению профильного обучения в старшей школе. Регионы рапортовали Министерству образования РФ, что дополнительное финансирование нашлось и профильное обучение в старшей школе введено. Когда же экономисты сверились с более ответственными документами – региональными бюджетами на образование, – они, к удивлению своему, выяснили, что финансирование старшей ступени школы в этих субъектах практически не увеличилось. Следовательно, о каком профильном обучении идет речь? Другой пример – введение нового стандарта начального образования. Никто не потрудился подсчитать, во что обойдется субъектам Федерации его полная (в соответствии с буквой и духом документа) реализация. С этим министр образования и науки РФ подписал приказ, а Минюст его утвердил. После чего в регионах растерянно спросили: а деньги? Ведь расходы на начальную школу теперь – в течение одного года! – должны увеличиться на треть. Камнем преткновения стали 10 часов внеурочной деятельности, которые должен был вести каждый учитель. Выяснилось, что их финансирование обойдется каждому субъекту РФ в миллионы рублей. В одних регионах с помощью административных методов «уговорили» учителей начальной школы отрабатывать бесплатно лишних 10 часов. В других – уперлись и прямо сказали, что карман у них пуст. Министерство образования и науки РФ оказалось в щекотливой ситуации. Согласно федеральному законодательству выполнение стандарта является услугой, за которую нельзя брать с населения деньги. Стандарт должен быть полностью обеспечен государством, то есть региональным или муниципальным бюджетами, в зависимости от их договоренности. Но лазейка нашлась. Так, появился Приказ Минобрнауки № 1241 от 26 ноября 2010 года. Внеурочную деятельность – одно из главных достижений стандарта начальной школы – было предложено вывести за рамки учебного плана, если «отсутствуют возможности для реализации». Иными словами, регионам предлагался выбор: они могут не финансировать дополнительные часы стандарта (если нет денег), а передать их на уровень муниципалитета. Откуда возьмутся деньги у муниципалитета? А это никому не интересно. Правда, со старшей школой все будет сложнее. Ведь в новом стандарте заложена не только внеурочная деятельность. В нем присутствуют требования к условиям оснащения учебного процесса, к повышению квалификации и переподготовки учительских кадров (хотя у многих школ сегодня нет на это даже командировочных). В нем предусмотрена подготовка учеником индивидуального проекта (а она требует дополнительной оплаты учительского труда), работа по индивидуальным планам (ее трудно профинансировать в рамках современной системы образования, разве что по договоренности), деление классов на группы (оно практически невозможно в школах, работающих по модели ученико-часа: там управленцам понадобится корректировать ситуацию дополнительными коэффициентами, а это – деньги и снова деньги). Нет денег в муниципалитете? Расплачиваться учителю Одним словом, новый стандарт – штука дорогая. Даже если муниципалитеты воспользуются своим правом и предложат школьникам заниматься не 37, а 31 час в неделю, на «выкроенных» часах им не удастся сэкономить. Вряд ли на эти деньги они смогут полностью оплачивать внеурочную деятельность или назначить повышающие коэффициенты при делении класса на группы в модели ученико-часа. Не говоря уже о том, чтобы отправить всех учителей старших классов на повышение квалификации! Если несколько лет назад для перевода на новые стандарты начальной школы в регионах пришлось вкладывать огромные суммы – от 30% до 60% к текущему финансированию, – то старшая школа потребует вложений совсем иного порядка. А откуда они возьмутся в муниципалитетах? Не исключен сценарий, по которому губернаторы отрапортуют о начале реализации стандарта – и не вложат в него ни рубля. Значит, расплачиваться за амбиции, за дискуссии, за миллионы, потраченные Федерацией на подготовку стандарта, придется простым учителям, живущим далеко от Москвы, в городках или селах, названий которых нет на карте. Это их заставят бесплатно работать над индивидуальными проектами учеников и заниматься внеурочной деятельностью. Они все это сделают и будут довольны своей судьбой. Такие уж в России учителя.
|