I. Общие положения
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной
программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования;
к структуре основной
образовательной программы основного общего образования, в том числе требования
к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к
соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации
основной образовательной программы основного общего образования, в том
числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям
освоения основной образовательной программы основного общего образования
учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
2. Стандарт является основой для разработки
системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного
общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности
обучающихся;
единства образовательного пространства Российской
Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение
родного языка, возможности получения основного общего образования на родном
языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа
России;
доступности получения качественного основного
общего образования;
преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в
образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной
школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и
родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий
ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания
на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок,
соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои
обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
осознанно выполняющий правила
здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека в интересах
устойчивого развития общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу
деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные
образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей
развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов
участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их
заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации
основной образовательной программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку
качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и
профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования
в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных
программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного
пофессионального педагогического образования, методических структур в системе
общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы,
материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного
общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и
контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление
в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в
области общего образования;
руководителей и специалистов государственных
органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку
порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников
основной школы;
руководителей и специалистов государственных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку
положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений.
|