МАТЕМАТИКА
Совершенно не
обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет
особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах
десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал,
какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху,
внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем
легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет
под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте
из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом
посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из
окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички.
Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие
задачи.
ЧТЕНИЕ
К первому
классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с
дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на
определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная
буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И,
конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы
ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные
фразы.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая
прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут
проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не
довольствуйтесь ответом "да” или "нет”, уточняйте, почему он так думает,
помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о
произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите
поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди
описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать
это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный
предмет. С мячом можно играть в антонимы. "Чёрный” - кидаете вы ему мяч,
"белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное
-несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители
думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не
совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их
словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно,
если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать
самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес
(разделяя понятия "страна”, "город”, "улица”) и не только имена папы и мамы, но
и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать,
например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните:
все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и
учиться.